Биржи труда во времена НЭПа
Страница 3

Таким образом, с одной стороны, безработица как следствие восстановления народного хозяйства не могла уже быть разрешена военно-принудительными методами. Она требовала мер экономического порядка. С другой стороны, очень пестрый состав идущих работу и источников пополнения рынка труда, большая доля структурной безработицы требовали социальных мер. Правительство решилось на методы государственного регулирования рынка труда.

В развитии институтов государственного регулирования рынка труда и трудового по­средничества можно выделить два периода: 1) адаптация государственного посредничества к нуждам рынка (1921-1924 гг.); 2) его демонополизация (1924-1927 гг.). Становление трудового посредничества на первом этапе НЭПа определялось идеологическими установ­ками о помощи рабочему классу. Государственное регулирование означало, что все операции по найму сосредоточиваются в одном месте, а работа распределяется в порядке общей очереди между добровольно обращающимися на биржу и в связи с принципом наибольшей нуждаемости[17].

Однако новые методы отличались от практики трудмобилизации, во-первых, правом безработного не регистрироваться, если он не намерен трудиться, во-вторых, правом отказаться от предлагаемой работы. Работодатель, хотя и нес уго­ловную ответственность за нанятых, не мог отказаться от присланного работника. Услуги биржи труда стали бесплатными, принципы ее деятельности закреплялись Постановлением НКТ (Наркомтруда) от 12.04.1922 г.

В 1922 г. Органы распределения переименованы в Биржи труда, органом управления стал Комитет биржи. В постановлении говорилось о новых формах связи с профсоюзными органами, с одной стороны, и с хозорганами - с другой. Предполагалось предоставление работы в первую очередь членам профсоюзов, которые руководили работой экспертных комиссий при биржах труда, осуществляли контроль за вольным наймом и т.п. Внутри биржи организовывали профсекции, возглавляемые выдвиженцами профсоюзов.

Установка на охват всего рынка труда привела к перегрузке бирж. На них легли статистические процедуры, переброски излишков рабочей силы, контроль за соблюдением трудового права, мероприятия по социальной помощи и, наконец, посреднические опера­ции. Сюда включались также регистрация спроса и предложения труда по профессионально-квалификационному признаку, экспертиза безработных для подтверждения квалификации, подбор и посыл работников по заявленному спросу. На практике процедура посредничества выглядела так: биржа труда регистрирует всех обращающихся в качестве безработных, а затем выдает специальные билеты, предоставляющие льготы по уплате налогов и коммунальных платежей. В первую очередь биржи заботились о социально незащищенных слоях, трудоустройство которых в условиях конкуренции было особенно сложным. Правда, несовершенная система учета безработных обесценивала титанические труды статистиков[18].

Во-первых, предоставление льгот усилило поток мнимых безработных, которые, пользуясь правом отказа от работы, затрудняли работу биржи, делали невозможным подсчет истинных масштабов безработицы. Сотрудники биржи не успевали проверить квалификацию и отсутствие заработка у каждого соискателя. Административные меры "чистки", предпринятые в 1922-1923 гг., позволили снять с учета от 30% до 60% граждан. Однако потери восполнялись в считанные месяцы. После второй чистки был введен новый принцип регистрации - по признаку стажа и квалификации. Квалифицированные посы­лались на работу в первую очередь, остальные регистрировались как "ищущие труда". Во-вторых, не все квалифицированные рабочие регистрировались на бирже труда. Ограни­чение в регистрации способствовало развитию подпольного рынка труда. В-третьих, профсоюзы требовали снимать с работы не члена профсоюза с заменой его членом профсоюза. Поскольку достаточно было проработать где-нибудь один месяц по найму, чтобы вступить в профсоюз и стать "пролетарским элементом", в числе безработных к 1924 г. оказалось 42,1% членов профсоюзов, требовавших внеочередного трудоустройства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Банковские инновации в сфере обслуживания физических лиц - понятие, сущность, проблемы и перспективы развития
Инновации в настоящее время – не просто одно из явлений, определяющих экономический рост, развитие и структурные сдвиги. Инновации стали сутью современного развития во всех сферах экономики, ...

Совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях
  Важной особенностью современной системы безналичных расчетов является автоматизация процессов прохождения документов на разных стадиях обработки. Почти полностью исключена ручная работа пр ...

Анализ ипотечного кредита в различных банках
Вопрос жилищного кредитования давно мучает многих россиян. Кого ни спроси - почти все нуждаются в жилье или улучшении жилищных условий, и потому поиск «квартирного ответа» занимает (и еще ...